Программа коррекционной работы

Программа
коррекционной работы1 образовательного учреждения _________
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования является обеспечение «условий для индивидуального
развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени
нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья» 2 , «учет образовательных
потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». 3 Вмес те с
тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. В
этом случае главная забота учителя – не задержать развитие школьника,
способствовать формированию инициативного и творческого подхода к
учебной деятельнос ти, способности к размышлению, рассуждению,
самостоятельному поиску. Задания для этой группы детей, обучающихся по
УМК «Начальная школа XXI века» включены в учебники, рабочие тетради,
тетради для дифференцированной работы, дидактические материалы,
сборники контрольных и проверочных работ.
Программа коррекционной работы направлена на реализацию
следующих общих целей:
1. Диагностика
трудностей
обучения,
межличностного
взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических
особенностей младших школьников (мышление, пространственная
ориентировка, психомоторная координация), обучающихся
в данном
образовательном учреждении;
2. Оказание помощи в освоении основной образовательной
программы начального общего образования детям с трудностями обучения,
стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости (разработка
индивидуальной траектории развития).
3. Коррекция недостатков в физическом развитии. 4
В данной программе речь идет о возможных путях коррекции
трудностей обучения. Реализация программы осуществляется на основе
следующих принципов:

Достоверности:
профессиональный
анализ
специалистами
образовательного учреждения медицинских показателей учащихся
1

Авторы: Рыдзе О.А., Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э., Евдокимова А.О.
ФГОС НОО. М.: «Просвещение», 2009 г. - с4-5
3
При этом при реализ ации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными
возможностями з доровья могут быть установлены специальные федеральные государственные
образовательны е стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Ф едерации «Об образовании» (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №
30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
4
Корректировка некоторых недостатков физического развития осуществляется в рамках Программы
формирования культуры здорового и безопасного образ а жизни.
2

1

(школьный врач); психологической (школьный психолог, дефектолог) и
педагогической (учитель, завуч) диагностики. Оценка предпосылок и причин
возникающих труднос тей с учетом социального статуса ребенка, семьи,
условий обучения и воспитания;

Гуманистической направленности: опора на потенциальные
возможности ученика, его интересы и потребнос ти; создание ситуаций
успеха в учении, общении со сверстниками и взрослыми;

Педагогической
целесообразности:
создание
программы
«Индивидуальная траектория развития учеников»; интеграция усилий
педагогического коллектива (учитель, врач, психолог, дефектолог,
социальный педагог и др.).
Программа коррекционной деятельнос ти образовательного учреждения
позволяет каждому члену педагогического коллектива «увидеть», как
протекает учебный процесс у ребенка, определить характер труднос тей,
особенности усвоения им знаний-умений и способов действий. Программа
позволяет оценить усилия коллектива и изменения, произошедшие в
развитии обучающегося.
Для организации коррекционно-развивающей работы могу быть
использованы Технологии Мультимедиа. Они позволяют интегрированно
представить
информацию
(включение
анимационных
эффектов,
видеофрагментов, динамических объектов, комментариев, подсказок);
усилить индивидуализацию обучения за счет обеспечения моментального
контроля за ходом деятельности ученика.
Общая характеристика трудностей обучения5
по основным предметам школьного курса
Трудности в обучении чтению, письму6
- замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или
восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму
движения руки);
1 класс – Малеева О, Ивашев П., Петрова М., …7
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;
1 класс – ___________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
5
6
7

Дается характеристика трудностей, обнаруж енных у детей данного образовательного учреждения
Записываются фамилии и имена детей, имеющих трудность в начале учебного года
Перечисляются фамилии всех детей данного класса, имеющ их эту трудность

2

- перестановки букв и слогов;
1 класс – ____________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- неправильная постановка ударения в слове;
1 класс – ___________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- нарушения понимания прочитанного;
1 класс – ____________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- аграмматизмы при письме и чтении;
1 класс – ___________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- нарушение границ слов.
1 класс – ____________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
Трудности при усвоении родного языка8
- недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов,
низкий словарный запас;
1 класс______________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при
формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;
8

Далее материалы представляются в заданной схеме с учетом содержания программы конкретного класса

3

– смысловые, грамматические, орфографические ошибки при
письменном оформлении высказывания;
- отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;
- неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и
согласных звуков;
– труднос ти разбора слова по составу, формальный подход учащегося
к определению частей слова;
- неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями,
трудности при подборе родственных слов;
- затруднения при определении грамматических признаков различных
частей речи, неразличение частей речи;
- неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам
существительным;
– неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по
цели высказывания и по интонации;
- трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в
предложении, при определении главного и зависимого слова;
- неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от
места и типа орфограммы;
- несформированность навыка применять знание орфограмм при
письме под диктовку, при записи собственного текста;
Трудности в процессе овладения читательской деятельностью.
- неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях
текста;
1 класс______________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
- неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное
утверждение;
- неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения,
обосновать ее, опираясь на текст;
- проблемы координации имеющихся житейских представлений с
информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда
предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте
информацией;
- неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от
типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научнопопулярного текс та.
4

- трудности в работе с текстами-инс трукциями, с информацией,
представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.
Трудности в изучении математики
– неспособность записать число (величину) и дать его (ее)
характеристику
1 класс______________________________________
2 класс______________________________________
3 класс______________________________________
4 класс______________________________________
– проблемы
пространственной ориентировки,
неразличение,
неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;
– смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и
разность и т.п.);
– неспособность установить зависимость между величинами (частьцелое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном
движении; цена-количес тво стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2
действия;
– неумение пользоваться математической терминологией;
– неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения
арифметического действия;
– неумение использовать свойства арифметических действий при
выполнении вычислений;
– неспособность установить порядок дейс твий в числовом выражении и
найти его значение с использованием изученных алгоритмов;
– проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше,
выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на…», «больше/меньше в …»,
«на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения9
– неумение включиться в учебную работу; неспособность
самостоятельно начать выполнение задания;
– неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и
помощи;
– непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание
(состоящее из нескольких простых);
– недостаточная осознаннос ть в усвоении и применении алгоритмов
(правил);
– неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при
решении стандартных учебных и практических задач;
– неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе
его выполнения (неполное выполнение задания);
9

Дается характеристика трудностей, обнаруж енных у детей данного образовательного учреждения

5

–
смешение
(подмена)
алгоритмов,
понятий;
нарушение
последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
– подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
– неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения
задания;
– неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
– неумение применить знания в нестандартной ситуации;
– неумение решить учебную задачу с использованием «другого»
приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.
Общая
отношений10

характеристика

трудностей

межличностных

Характер взаимодействия ученика и учителя:
– непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого),
психологическая «несовместимость» (по результатам выполнения тес та
«Портрет учителя» 11 );
– боязнь критики, негативной оценки;
– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.
Взаимодействие ученика и других учеников:
– эгоцентричность, неумение общаться,
– повышенная тревожность (по результатам выполнения теста
«Цветные шарики»);
– неумение с троить совместную деятельнос ть (по результатам
выполнения тес та «Рукавички»);
– заниженная (завышенная) самооценка (по результатам выполнения
тес та «Лестница», «Семья»).
– другие труднос ти…
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями
здоровья и физического развития
Данный раздел программы базируется на выводах и рекомендациях
психолого-медико-педагогической комиссии.

10

Дается характеристика типичных трудностей, обнаруж енных у детей данного образовательного
учреждения. Указываются фамилии и имена учеников.
11
Используются тесты, разработанные для учащихся младшего школьного возраста.

6

Основные направления коррекционной деятельности образовательного
учреждения
1. Работа объединенной школьной комиссии (директор школы,
учитель, врач, психолог, дефектолог, социальный педагог) по анализу
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии – сентябрь;
2. Проведение педагогической диагностики успешности обучения
младших школьников и анализ ее результатов – сентябрь, декабрь, май.
Используются материалы педагогической диагностики обучения
младших школьников, разработанные авторами УМК «Начальная школа
XXI века»12 , Проверочные тес товые работы 13 , материалы методических
пособий для учителей, работающих по УМК 14 .
Проведение по результатам педагогической диагностики совещания по
обсуждению путей коррекции выявленных трудностей обучения – сентябрь,
декабрь, май;
3. Разработка программ индивидуальных траекторий развития,
включающих:

Программы
индивидуальной
траектории
преодоления
предметных трудностей в обучении (Приложение 1.1-1.2.);

Программы
индивидуальной
траектории
преодоления
общеучебных трудностей в обучении (Приложение 1.3.);

Программы индивидуальной помощи детям с трудностями
межличностного взаимодействия (Приложение 2);

Программы педагогической поддержки хорошо успевающих
детей (Приложение 3);

Разработка программ помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья и физического развития (См. соответствующую
программу ООП НОО); анализ успешности их реализации – в течение года;
Для учащихся ____________________________, имеющих ряд
трудностей предметного и общеучебного характера, разработана
Индивидуальная траектория преодоления трудностей, содержащая
несколько программ.
12

Педагогическая диагностик а успешности разработана авторами УМК: Л.Е. Журовой, М.И. Кузнецовой,
А.О.Евдокимовой, Е.Э.Кочуровой. См. Беседы с учителем. Методика обучения. Первый, третий, четвертый
класс четырехлетней начальной школы/ Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-граф, 2008; Ответы на
вопросы: Проект «Начальная школа XXIвека»: Вып. 3. – М.: Вентана-граф, 2001.
13
Проверочные тестовые работы. Русский язык. Математика. Чтение. 1 - 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А
14
См: Готов ли ребенок к школе? В Кн. Беседы с учителем: Первый класс четырёхлетней начальной
школы/Под ред. Л.Е.Журовой.– М.: Вентана-Граф., 2008
Учим учиться. В Кн. Беседы с учителем: Второй класс четырёхлетней начальной школы/Под ред.
Л.Е.Журовой.– М.: Вентана-Граф., 2008
О чем нам мож ет рассказ ать педагогическая диагностика /в Кн. Беседы с учителем: Четвертый класс
четырёхлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2008

7

При разработке коррекционных программ учитываются условия
успешного проведения коррекционно-развивающей работы 15 .
4. Проведение мероприятий с целью расширения педагогических
знаний родителей о работе с детьми, которые нуждаются в особом
педагогическом внимании – в течение года.
Мероприятия по работе с семьей
Родительские собрания.
1)
«Психология
младшего
школьника,
испытывающего
трудности обучения и общения»;
2)
«Особенности взаимодействия родителей и ребенка в
условиях его недостаточного физического и психического развития»;
3)
«Свободное время ребенка с ограниченными возможностями
здоровья»;
Родительская конференция на тему «Опыт работы семьи,
воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Круглогодичный
«Родительский
семинар».
Ежемесячные
(ежеквартальные) встречи родителей с представителями педагогического
коллектива (директором, завучем, учителем, воспитателем ГПД, социальным
педагогом, школьным психологом, врачами (невропатолог, педиатр и др.)),
представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и
развития. В ходе работы семинара могут обсуждаться следующие вопросы:
«Типичные трудности в обучении учеников нашего класса», «Домашняя
работа ученика», «Детские с трахи и пути их преодоления», «Ребенок на
улице» и др.
Индивидуальные консультации психолога, дефектолога, педиатра,
социального педагога, учителя, завуча (дается расписание дней
консультаций).
Расписание консультаций____________________________
Дни и время консультаций___________________________
__________________________________________________
Постоянно действующая книжная выставка для родителей.
Тематическая круглогодичная выставка детских работ (Темы: «Я ученик», «Я и мои друзья», «Моя семья и моя школа», «Люблю я отдыхать в
(с)… » и пр.)
Классный родительский уголок (Рубрики «Чему мы учимся
(научились)», «Не боюсь я ошибок таких:…», «Мы готовимся к

15

Чтобы не возникли трудности/ в кн. Беседы с учителем: Первый класс четырёхлетней начальной
школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Граф., 2008

8

празднику…», «Как научить ребенка быть внимательным (усидчивым,
вежливым) …» и пр.)
5. Работа по повышению квалификации педагогического коллектива с
учетом особеннос тей контингента обучающихся – в течение года.
Проведение школьных Педагогических советов.
Темы педагогических советов:
1) Диагностика (медицинская, психологическая, педагогическая)
готовности к обучению, успешности обучения младших школьников;
2) Психологические особенности обучения и воспитания детей с
особыми возможностями обучения и развития;
3) Анализ урока в классе, в котором обучаются дети с особыми
образовательными возможностями;
– Организация текущего и итогового контроля при обучении детей с
разным уровнем успеваемости.
Участие в курсовой подготовке и переподготовке по проблемам
обучения детей с особыми образовательными возможностями (в
учреждениях послевузовской подготовки)
Обмен опытом с другими общеобразовательными учреждениями.
В образовательном учреждении обучение ведется по системе
учебников «Начальная школа ХХI века». Предполагается использование
средств обучения, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию
учебной работы на уроке и во внеурочное время: учебники (рубрики
«Трудное задание», «Работа в парах» и др.), рабочие тетради, а также
коррекционно-развивающие тетради и факультативные курсы по
направлениям:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Корекционно-развивающая работа на уроке и во внеурочное время
организуется с помощью следующих тетрадей для учащихся:
– тетради для индивидуальной работы в 1 классе «Я учусь читать и
писать» (автор М. И. Кузнецова), «Я учусь считать» (автор Е.Э. Кочурова);
– тетради для дифференцированной и коррекционной работы для 2-4
классов «Дружим с математикой» (автор Е.Э. Кочурова), «Учусь писать без
ошибок» (автор М.И. Кузнецова)
– тетрадь с развивающими заданиями «Думаем и фантазируем» 2
класс, 3 класс (автор С.В. Литвиненко).

9

Приложение 1.1.
Программа индивидуальной траектории преодоления трудности
по русскому языку ученика______________ , 2 класс

1. Общая характерис тика труднос ти
Неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от
места и типа орфограммы.
Причины трудности: непонимание учащимся факта, что способ
проверки орфограммы зависит от того, в какой части слова (приставке,
корне, суффиксе или окончании) находится орфограмма; расширение
действия орфограммы «Безударные гласные в корне слова» и способа ее
проверки, ошибочный перенос способа проверки безударных гласных в
корне слова на другие части слова; неумение разбирать слово по составу.
2. План мероприятий.
2.1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Развернутое
проговаривание учителем совместно с учащимся алгоритма проверки
орфограммы. Выполнение дополнительных упражнений из учебника
______________________,
рабочей
или
коррекционной
тетради
_________________ на отработку дейс твия по осознанному разбору слова по
составу. Из рабочей и коррекционной тетрадей предлагаются задания
____________ на дифференциацию различных орфограмм, на выбор способа
проверки слова, на сравнение способа проверки пары слов с орфограммами в
разных частях слова.
2.2. Организация учебного взаимодействия с одноклассниками:
(работа в паре с одноклассником ___________, успешно усваивающим
данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных
на ликвидацию данной трудности); во время дифференцированной работы
участие
в
группе
учащихся
с
аналогичной
проблемой
_________________________________.
2.3. Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями
сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа
помощи при выполнении домашних заданий. _________________

10

Приложение 1.2.
Программа индивидуальной траектории преодоления трудности
по математике ученика______________ , 3 класс
1. Общая характерис тика труднос ти ученика 3 класса.
Проблемы в понимании математических отношений («больше/меньше
на…», «выше/ниже», «дороже/дешевле»; «больше/меньше в …», «на сколько
(во сколько раз) больше/меньше»).
Причины труднос ти: неумение проиллюстрировать с помощью сюжетной
ситуации математическое отношение; неспособность представить отношение
с помощью модели;
подмена математических отношений (вместо
«уменьшить в…» использует «уменьшить на…»); неразличение разнос тного
сравнения «на сколько…» и кратного сравнения «во сколько раз…»);
неумение
формулировать математическое утверждение, содержащее
отношение («больше/меньше на…», «выше/ниже», «дороже/дешевле»;
«больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).
2. План мероприятий.
2.1.
Специальная работа с текстами заданий, задач, содержащих
отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во
сколько раз) больше/меньше». Составление предметной модели заданного
отношения (с помощью рисунка, набора фишек, палочек и др.), составление
схемы. Установление соответствия между отношением и его
представлением на математической модели. Сравнение отношений,
представленных в текстах, сравнение моделей. Формулирование
математического отношения по модели.
2.2.
Составление (под руководством учителя и самостоятельно)
сюжетной ситуации, текста, содержащего математическое отношение
больше/меньше, выше/ниже, больше/меньше на…, больше/меньше в...
2.3.
Совместное с учителем составление и использование алгоритма
решения
простой
текстовой
задачи,
содержащей
отношение
(«больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз)
больше/меньше»): чтение задачи, выделение математического отношения и
представление его на модели, выбор арифметического действия,
иллюстрирующего предложенное отношение (в том числе в ситуации
косвенной формулировки условия задачи).
2.4.
Составление
алгоритма
решения
составной
задачи
_____________________, содержащей отношение («больше/меньше на…»,
«больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»).
2.5.
Включение ученика _________________________ в парную
работу с одноклассником, не испытывающим труднос тей в установлении и
реализации изученных математических отношений, участие в оценке
результатов установления отношения другими учениками класса (в ходе
парной, групповой, фронтальной работы).
11

2.6.
Коррекционно-развивающие упражнения в рамках урока
математики (на этапе устного счета, самостоятельной работы учащихся, на
этапе повторения).
2.7.
Занятия со специалистами ________________________
2.8.
Индивидуальная работа в ГПД. Комментирование хода
выполнения домашнего задания по математике с акцентом на задания,
содержащие отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на
сколько (во сколько раз) больше/меньше».

12

Приложение 1.3.

Программа индивидуальной траектории преодоления
общеучебных трудностей ученика______________ , _____класс
1. Общая характерис тика труднос ти 16
Частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование
правила, алгоритма.
Причины трудности: несформированность дейс твий контроля и
самоконтроля
2. План мероприятий.
2.1.
Специально организованная игровая деятельность во внеучебное
время (на перемене, в ГПД, во время внеурочных занятий). Игры с
правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и
самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и
устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с
несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика
(выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).
2.2.
Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.
2.3.
Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное
(учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения.
Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов
выполнения задания. Фиксирование ответа.
2.4.
Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе
детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении
поручений ученику предлагать контролировать дейс твия по планированию
хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата,
формулирование выводов по результатам работы.
2.5.
Коррекционно-развивающие занятия по ____________(указать
предмет) _____ в неделю (в случае, если одной из причин является проблемы
в усвоении предметных алгоритмов (например, алгоритмов арифметических
действий, алгоритма синтаксического разбора предложения). Занятия со
специалистами ________________________(логопед, психолог и др.).
2.6.
Индивидуальная работа в ГПД: игры с правилами, выполнение
роли ведущего в игре.
2.7. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня,
планирование выполнения домашних дел и поручений.

16

На эффективность устранения
возникновения.

трудности существенное влияние оказывает учет причины ее

13

Приложение 2
Программа индивидуальной помощи ученику______________ ,
_____класс с трудностями межличностного взаимодействия
1. Общая характерис тика труднос ти 17
Неумение включаться в совместную деятельность, строить
совместную деятельность
Причины труднос ти: ограниченность общения в семье
сверстниками в дошкольный период развития.

и со

2. План мероприятий.
Создание на уроках атмосферы взаимного уважения: класс – сообщество,
где каждый несет ответс твеннос ть. Поддержка положительного климата в
классе, основанного на доверии, уважении и поддержке. Приоритет
положительных эмоций, связанных с достижением успеха, что способствует
повышению эффективнос ти любой деятельнос ти.
Работа в паре с _________________, позволяющая учиться друг у друга,
обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией,
проявить понимание, терпение: «Повтори задание по частям своему соседу»,
«Поправь друга», «Внимательно слушай другого», «Будьте уважительны со
всеми», «Попробуйте решить пример ещё раз» и др. Составление учителем
совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и
самоконтроль каждого шага инс трукции. Инс трукция: «Как мы будем
выполнять работу».
Организация совместной деятельности в ходе ____________________
(работа над групповым проектом, подготовка с тенгазеты, пособий) для
создания опыта сотрудничества, уважительного отношения друг к другу, к
мнению участников учебного диалога.
Накопление опыта успешной совместной деятельности: обсуждение
проблем, в ходе которого каждый может высказать свое мнение; совместное
исправление ошибок, придумывание заданий и текс тов; составление
совместного плана решения учебной задачи.
Система тренинговых игровых занятий, формирующих умение
сотрудничать. Организация игр, позволяющих
учиться учебному
диалогу(«Карусель», «Пересадки», «Суета», «Иду в гости» и др.).

17

На эффективность устранения
возникновения.

трудности существенное влияние оказывает учет причины ее

14

Приложение 3.
Программа педагогической поддержки хорошо успевающего
ученика______________ , _____класс

1.
Характеристика индивидуальных особенностей
Высокий темп учебной работы, гибкое мышление, хорошая
кратковременная и долговременная память, интерес к окружающему миру и
математике
________________________________________________
2.
План мероприятий.
2.1. Обеспечение условий для успешного обучения на уровне
трудности,
соответс твующем
индивидуальным
особеннос тям:
_________________ (задания адекватного уровня сложности, работа в «зоне
ближайшего развития», включение в работу с дополнительными
источниками знания (информации),
2.2. Индивидуальная работа по учебнику (рубрики «Этот
удивительный мир», «Трудное задание», «Путешес твие в прошлое»,
«Сообрази», «Расширяем свои знания», «Из истории языка»).
2.3. Включение в учебное сотрудничество, предоставление ведущей
роли в парной и групповой работе, ________________ (оказание помощи
одноклассникам, формулирование общего мнения, поиск дополнительных
доказательств (к доказательствам одноклассников)).
2.4.
Участие во внеурочной работе по направлению ____________
(общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общекультурное) по ____________ (указать курс).
2.5.
Индивидуальная
работа
в
ГПД
_________________
(коллективные игры, парная работа, разработка группового проекта,
математической газеты, учебного пособия, индивидуальная работа с
помощью (без помощи) воспитателя).
2.6. Индивидуальные
консультации
для
родителей____________________ .

15

Приложение 4
Условия успешного осуществления
коррекционно-развивающей работы
1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная
вера в ребенка): Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для
этого необходимо разное количес тво времени и усилий и со с тороны
ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в
возможности достижения результата каждым учеником.
2. Путь к достижению положительного результата может быть
только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно
чув ств ов ать св ою успешность. Это возможно только в том случае,
если уровень сложнос ти предлагаемых учителем з аданий соответс твует
уровню воз можнос тей ребенка. Только помня об этом, учитель может
дать возможнос ть каждому быть успешным в процессе обучения. И еще
одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего
необходимо обращать его внимание на то, что уже получилос ь, и лишь
потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях.
Психологами доказано, что развитие может идти только на
положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быс трее
добьетс я успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую
же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях.
Педагогу не стоит скупиться на похвалы, с тоит отмечать самый
незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ.
При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения
должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личнос ти
(особенно это относитс я к отрицательной оценке). Детям младшего
школьного возрас та свойс твенно воспринимать оценку своей работы как
оценку личнос ти в целом, именно поэтому так важно пос тоянно
подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко
добиться, прибегая к качес твенным, содержательным оценочным
суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень
хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.
4. Темп продвижения каждого ученика определяется его
индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и
быстрее, если он пос тоянно слышит слова «быс трее, поторопись, ты опять
последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект –
либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает
быс трее, но при этом начинает с традать качес тво (у ребенка появляетс я
принцип: пус ть неправильно, зато быстро, как все). Более целесообразной
является позиция "лучше меньше, да лучше», для ее осуществления учитель на
начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально
индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему
16

задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается
приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.
5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных
занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода
заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут
быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно
такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.
6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого
ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный
момент, а также перспективы его развития. Для выполнения этого
условия важно точно знать последовательность этапов формирования
каждого конкретного навыка Другими словами, учитель постоянно должен
знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может
сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в
развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных
занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и
способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть
разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными
методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и
самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих
видах деятельнос ти ребенка происходит развитие наглядно-образного
мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для
проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на
печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно дейс твовать
— штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать
и т. п.
9. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться
систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается
достигнуть, легко и быс тро разрушается, если действия не отработаны до
конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 26.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(924)613-13-62

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».